Registration of CJSC in Belarus

  • Instruction plan
  • Our legal services
  • Related instructions
Forums
  1. Conclusion of an agreement on the establishment of a CJSC
  2. Name approval
  3. We hold a constituent assembly
  4. We submit documents for registration
  5. We receive registered documents
  6. Opening a bank account
  7. Registration of shares

A closed joint-stock company (hereinafter also referred to as CJSC) is a commercial organization, whose statutory fund is divided into shares. The main difference between a closed joint-stock company and an open one is the limited turnover of shares. In fact, the alienation of CJSC shares is subject to the same restrictions as the alienation of a share in the authorized capital of a limited (additional) liability company (LLC, ODO). So what is the advantage of CJSC over LLC? Someone does not find such advantages at all, but why then CJSCs are actively established, in contrast to ALC, limited partnerships, which have actually gone into oblivion? I think there may be several reasons for this. First of all, CJSC is attracted by the confidentiality of information about the founders, data about them may not be entered into the USR, while data about the LLC participants is entered without fail and is available to any person who is ready to pay one base amount for an extract from the USR. Also, CJSC is traditionally associated with big business, while LLC, due to the absence of requirements for the minimum size of the authorized capital, has become available to a wide range of people and can no longer enjoy the increased trust of counterparties. 

Step 1. Conclusion of an agreement on the establishment of a CJSC.

An analogue of the minutes of the meeting of founders in relation to a CJSC is an agreement on the establishment of a CJSC. This contract is a written civil contract. This agreement must contain information about the founders of the CJSC, information about the number, category of shares (ordinary or preferred), the par value of shares, the procedure for their distribution among future shareholders, as well as other issues at the choice of the founders. It is worth mentioning here that in relation to CJSCs, the minimum size of the authorized capital is set at 100 base units. This should be the starting point for calculating the number and par value of shares. It is also worth noting that in a CJSC, unlike an LLC, there cannot be one founder. After the registration of the CJSC, the agreement on the establishment becomes null and void.

Back to the table of contents

Step 2. Approval of the name of the CJSC.

Approval of the name of a CJSC is no different from the approval of the name of any commercial organization. That is, you cannot use the names of previously registered legal entities or similar to them to the degree of comparison, this is the main rule. Currently, the approval of the name can take place both by mail and in electronic form, as well as by personal appeal to the registering authority. 

Step 3. We hold a constituent assembly.

The constituent assembly of the CJSC approves the charter of the CJSC, its corporate governance structure, and also decides on the issue of shares. In a CJSC, where the number of shareholders exceeds fifty, a board of directors (supervisory board) should be created. An important difference between the constituent assembly of a CJSC and the constituent assembly of an LLC is that not all decisions are necessarily taken unanimously and not all votes of the founders are equal. So, the decision on the governing bodies, their appointment is made by three quarters of votes, the vote of the founder is equal to the number of shares.

Speaking about the charter of a CJSC, it should be said that special requirements for it are specified in Art. 69 of the Law of the Republic of Belarus "On Business Companies". The legal address of a CJSC, like an LLC, can only be non-residential premises for administrative purposes. The founders of a CJSC in their personal capacity may either be indicated in the charter of a CJSC, which negates the advantage of confidentiality, or not. The term for the formation of the authorized capital of the company is 12 months from the date of registration.

Back to the table of contents

Step 4. Submit documents for registration.

The package of documents submitted for registration of a CJSC by the founders to the registering body (executive committee) at the location of the CJSC specified in the charter is generally similar to the package of documents submitted for registration of any other commercial organization. We list only briefly: an application for registration of the established form, two articles of association signed by the founders, a charter on a disk, a receipt for payment of a state fee in the amount of one base unit. However, the difference will be that in the absence of information about the personalities of the founders in the charter, the founder's questionnaires are not attached to the registration application.

Step 5. We receive registered documents.

Having accepted the registration documents, the executor of the registering authority affixes a stamp to the charter. From that moment on, the CJSC is considered to be created, including registered with the tax authorities. The registration certificate can be issued both simultaneously with the charter, and the next day. A notice of registration is issued on the fifth business day after registration, but this does not mean that, until the receipt of the notice, the CJSC is not registered with the tax authorities and other authorities (FSZN, Belgosstrakh).

Back to the table of contents

Step 6. Open a bank account.

Having received the registered documents, the CJSC must open a current account in a Belarusian bank, the terms have not been set here, but since the CJSC cannot operate without an account, the head of the CJSC rarely delays with this issue. An account is opened in Belarusian rubles, as well as optionally in other foreign currencies. The head of the CJSC opens an account. The minimum package of documents for opening an account is a copy of the charter, a document confirming the authority of the head. By the time the account is opened, the manager must order and receive a seal.

Step 7. Registration of shares.

Within 2 months from the date of registration, the CJSC is obliged to register shares with the securities authority. The head of the CJSC or a person authorized by power of attorney applies for the registration of shares. It is preliminarily necessary either to hire a specialist who has a certificate of a securities specialist, or to conclude an agreement for depository services with the bank. The list of documents required for registration of shares with the securities authority is established by clause 15.9 of the list of administrative procedures, which was approved by the Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus dated February 17, 2012 N 156. This includes a statement of the established form, a decision on the issue of shares, as well as a receipt on payment of the state duty (0,2 percent of the par value of the issue of shares).

Back to the table of contents

Our legal services

Registration of CJSC in Minsk and in all regions

from 1250 BYN
Our legal services
  • Escort / by proxy from 1250 BYN

Our lawyers in Minsk and regional cities of Belarus

Related instructions

Регистрация ЗАО в Беларуси

  • План инструкции
  • Наши юридические услуги
  • Сопутствующие инструкции
Разделы
  1. Заключение договора о создании ЗАО
  2. Согласование наименования
  3. Проводим учредительное собрание
  4. Подаем документы на регистрацию
  5. Получаем зарегистрированные документы
  6. Открываем счёт в банке
  7. Регистрация акций

Закрытое акционерное общество (далее также ЗАО) представляет собой коммерческую организацию, чей уставный фонд разделен на акции. Главным отличием закрытого акционерного общества от открытого является ограниченность оборота акций. Фактически отчуждение акций ЗАО подвержено тем же ограничениям, что и отчуждение доли в уставном фонде общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью (ООО, ОДО). Так в чем же преимущество ЗАО перед ООО? Кто-то таких преимуществ не находит совсем, однако почему тогда ЗАО активно учреждаются, в отличие от ОДО, коммандитных товариществ, фактически ушедших в небытие? Думается, здесь может быть несколько причин. Прежде всего, ЗАО привлекает конфиденциальностью информации об учредителях, данные о них могут не вноситься в ЕГР, данные же о участниках ООО вносятся в обязательном порядке и доступны любому лицу, готовому заплатить одну базовую величину за выписку из ЕГР. Также ЗАО традиционно ассоциируется с крупным бизнесом, тогда как ООО ввиду отсутствия требований к минимальному размеру уставного фонда стало доступным широкому кругу лиц и уже не может пользоваться повышенным доверием контрагентов. 

Шаг 1. Заключение договора о создании ЗАО.

Аналогом протокола собрания учредителей по отношению к ЗАО является договор о создании ЗАО. Данный договор является гражданско-правовым договором, заключаемым в письменной форме. Данный договор должен содержать сведения о учредителях ЗАО, сведения о количестве, категории акции (простые или привилегированные), номинальной стоимости акций, порядке их распределения между будущими акционерами, а также иные вопросы по выбору учредителей. Здесь стоит упомянуть, что в отношении ЗАО установлен минимальный размер уставного фонда – 100 базовых величин. Отсюда надо исходить, рассчитывая количество и номинальную стоимость акций. Также стоит отметить, что в ЗАО, в отличие от ООО, не может быть одного учредителя. После регистрации ЗАО договор о создании теряет юридическую силу.

Вернуться к оглавлению

Шаг 2. Согласование наименования ЗАО.

Согласование наименования ЗАО ничем не отличается от согласования наименования любой коммерческой организации. То есть нельзя использовать наименования ранее зарегистрированных юридических лиц или сходные с ними до степени сличения, это главное правило. В настоящее время согласование наименования может происходить как по почте, так и в электронной форме, а также путем личного обращения в регистрирующий орган. 

Шаг 3. Проводим учредительное собрание.

Учредительное собрание ЗАО утверждает устав ЗАО, его корпоративную структуру управления, а также принимает решение об эмиссии акций. В ЗАО, где количество акционеров превышает пятьдесят, должен создаваться совет директоров (наблюдательный совет). Важным отличием учредительного собрания ЗАО от учредительного собрания ООО является то, что не все решения принимаются обязательно единогласно и не все голоса учредителей равны. Так, решение об органах управления, их назначении принимается тремя четвертями голосов, голос учредителя равен количеству акций.

Говоря об уставе ЗАО, следует сказать, что специальные требования к нему указаны в ст. 69 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах». Юридическим адресом ЗАО, как и ООО, может быть только нежилое помещение административного назначения. Учредители ЗАО в личном качестве могут как указываться в уставе ЗАО, что нивелирует преимущество конфиденциальности, так и не указываться. Срок формирования уставного фонда ЗАО – 12 месяцев с момента регистрации.

Вернуться к оглавлению

Шаг 4. Подаем документы на регистрацию.

Пакет документов, подаваемых на регистрацию ЗАО учредителями в регистрирующий орган (исполком) по месту нахождения ЗАО, указанному в уставе, в целом аналогичен пакету документов, подаваемому для регистрации любой другой коммерческой организации. Перечислим лишь кратко: заявление на регистрацию установленной формы, два подписанных учредителями устава, устав на диске, квитанция об оплате государственной пошлины в размере одной базовой величины. Однако отличием будет являться то, что при отсутствии в уставе сведений о личностях учредителей, анкеты учредителя к заявлению о регистрации не прилагаются.

Шаг 5. Получаем зарегистрированные документы.

Приняв регистрационные документы исполнитель регистрирующего органа проставляет штамп на уставе. С этого момента ЗАО считается созданным, в том числе стоящим на учете в налоговых органах. Свидетельство о регистрации может выдаваться как одновременно с уставом, так и на следующий день. Извещение о постановке на учет выдается на пятый рабочий день после регистрации, однако это не означает, что до момента получения извещения ЗАО не стоит на учёте в налоговых органах и иных органах (ФСЗН, Белгосстрах).

Вернуться к оглавлению

Шаг 6. Открываем счёт в банке.

Получив зарегистрированные документы, ЗАО должно открыть расчетный счет в белорусском банке, сроки здесь не установлены, но поскольку без счета ЗАО не может вести деятельности, руководитель ЗАО редко затягивает с этим вопросом. Счёт открывается в белорусских рублях, а также по выбору в других иностранных валютах. Открывает счет руководитель ЗАО. Минимальный пакет документов для открытия счета – копия устава, документ, подтверждающий полномочия руководителя. К моменту открытия счёта руководителю необходимо заказать и получить печать.

Шаг 7. Регистрация акций.

В течение 2 месяцев с момента регистрации ЗАО обязано произвести регистрацию акций в органе по ценным бумагам. За регистрацией акций обращается руководитель ЗАО либо уполномоченное по доверенности лицо. Предварительно необходимо либо принять в штат специалиста, имеющего аттестат специалиста по ценным бумагам, либо заключить договор на депозитарное обслуживание с банком. Список документов, необходимых для регистрации акций в органе по ценным бумагам устанавливается п. 15.9 перечня административных процедур, который утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156. Сюда относится заявление установленной формы, решение о выпуске акций, а также квитанция об оплате государственной пошлины (0,2 процента номинальной стоимости эмиссии акций).

Вернуться к оглавлению

Наши юридические услуги

Регистрация ЗАО в Минске и во всех областях

Специальное предложение

при оформлении заказа в личном кабинете выберите одно из наших предожений и получите любые:

  • – 30 документов за 30,00 BYN
  • – 60 документов за 60,00 BYN
  • – ВСЕ документы за 100,00 BYN
Наши юридические услуги
  • Подготовка документов от 300 BYN

  • Сопровождение/по доверенности от 450 BYN

Наши юристы в Минске и областных городах Беларуси

Сопутствующие инструкции