Sale of a share or an entire LLC in Belarus

  • Instruction plan
  • Documents in the program
  • Our legal services
  • Related instructions
Forums
  1. We make sure that the share is paid
  2. We study the charter of the LLC
  3. We obtain the consent of the spouse
  4. We inform the participants of the LLC
  5. Conclusion of a share purchase and sale agreement
  6. We inform the LLC about the conclusion of the purchase and sale agreement
  7. Registration of changes and additions to the charter of LLC
  8. Government and bank notification

The change in the membership of a Limited Liability Company (hereinafter referred to as LLC) can be carried out in several ways. So, there are the following ways to change the composition: an LLC participant can submit withdrawal statementa new participant can be accepted by making an additional contribution to the authorized capital with the consent of the existing participants, an unscrupulous participant can be expelled from the LLC in court, a share in the authorized capital can be foreclosed, instead of a deceased participant in the ownership of shares in the authorized capital of the LLC join the heir. However, all of the above methods provide only limited variability, so by increasing the authorized capital of the LLC, you can enter a new participant, but by reducing the authorized capital of the LLC, you cannot withdraw the current participant. The most universal mechanism for changing the composition of participants is the mechanism for buying and selling a share in the authorized capital of an LLC. Using this mechanism, you can either increase the number of participants to the maximum number provided by law, or reduce to one participant.

Step 1. We make sure that the share has been paid.

Only the paid share in the authorized capital of the LLC is subject to alienation. What does it mean? The contribution corresponding to the share sold must be fully contributed to the statutory fund. In Belarusian LLCs, as a rule, money is used as a deposit. This means that it is necessary to study statement from the settlement account of LLC, which would confirm the payment of the corresponding amount by the founder, whose share is alienated. Why is it important? The sale of the unpaid share may be invalidated.

Back to the table of contents

Step 2. We study the charter of the LLC(ODO).

Belarusian corporate legislation contains a high degree of discretion on many issues related to the sale of an LLC. So, the charter may contain a requirement for mandatory notarization of the transaction. In this case, the transaction for the alienation of a share, made in a simple written form (as a general rule), will be considered invalid. Therefore, it is necessary to carefully study the charter of an LLC, even if you are sure that the charter of an LLC is the most standard.

Back to the table of contents

Step 3. We obtain the consent of the spouse.

You need to get spouse consent for the sale of a share acquired in marriage. You can often come across the opinion that such consent is not necessary, since a share is not property, but is a property right. Nevertheless, if such a condition is provided for by the charter of the LLC, then its implementation is necessary. Consent, unless otherwise provided by the charter of the LLC, can be given in simple writing.

Step 4. We inform the participants of the LLC(ODO) on the alienation of a share to a third party.

The members of the LLC and the LLC itself have the preemptive right to acquire the share of the participant on the terms proposed by them. Therefore, initially it is necessary notify other participants and the LLC itself about the intention to sell its share to a third party. Such notification must be delivered by courier against the signature of an authorized person or sent by registered mail with a receipt acknowledgment. The notification must contain the terms of the proposed transaction: price, terms, payment terms. The deadline for responding to the proposal to exercise the preemptive right is set in the charter, but cannot exceed 30 days. Waiver of preemptive right must be in writing.

What if one of the participants wants to take advantage of the pre-emptive right to purchase my share? If the participant decides to use the preemptive right in compliance with all the norms of the law, then it is illegal to interfere with such a transaction. However, it should be remembered that the terms of the transaction are in any case dictated by the seller and he has the right to refuse it before the conclusion of the contract.

The decision to buy out a share by the LLC itself or to refuse such a buyout is made by the general meeting of the LLC participants. In this case, the cost of the share (part of the share) is paid at the expense of the LLC itself, the sale and purchase agreement is signed on behalf of the LLC by its manager. Subsequently, the share redeemed by the LLC must be either distributed among other members of the LLC in proportion to their shares in the authorized capital within a year, or it must be realized in compliance with the rights of pre-emptive redemption. It should be understood that if there is one participant in the LLC, then the LLC will not have the right to acquire a share.

For a single-member LLC, this step can be skipped.

Back to the table of contents

Step 5. Conclusion of a sale and purchase agreement for a share in the authorized capital of an LLC(ODO).

If all the above formalities are met, the parties may proceed to sign sale and purchase agreement for a share of LLCThe necessary conditions of such an agreement will be: subject, price, terms of payment, responsibility of the parties. The price and terms of payment must match the terms offered to the “old” members in the notice (see Step 4).

As already mentioned, the contract for the sale and purchase of a share in the authorized capital of an LLC can be concluded in a simple written form, unless otherwise provided by the charter. When signing a deal, it is necessary to check the credentials of the persons signing the agreement. A power of attorney, a contract with a director can act as documents confirming authority. The identity of the seller (buyer) is confirmed by an identity document.

Back to the table of contents

Step 6. Notify LLC(ODO) on the conclusion of a sales contract.

For LLC, a new participant becomes a participant from the moment the corresponding notification is provided with a copy of the contract attached. Sometimes this step is neglected, however, if the director of the LLC (ODO) evades the steps to register a change in the composition of the founders, then the fact of providing the notification and documents is essential.

For an LLC with a single participant, it is sufficient to issue the appropriate decisions of the sole participant to sell a share.

Step 7. Registration of changes and additions to the charter of the LLC(ODO).

After holding extraordinary meetings with the same и new participants and having received a notification about the change in the composition of the founders (for an LLC with a single participant, an appropriate decisions of the sole participant on actions after the purchase of all shares of the LLC). The director of the LLC within 2 months is obliged to make changes and additions to the charter of the LLC by registering them.

To do this, he or a trustee of the LLC, in the presence of the new founder, shall submit to the registering authority:

- an application for state registration of changes and additions with the necessary annexes;

- the charter of an LLC signed by the founders in duplicate and on disk (we have specially developed two different articles of association: one for LLC with a single memberwho acquired the shares of the remaining participants; other for LLC with several members, one of which acquired a share in the authorized capital);

- a payment document confirming the payment of the state fee;

- a document confirming the powers of the applicant.

 

Step 8. Notification of state authorities and the bank about the change in the composition of the founders.

The tax authorities, the Federal Tax Service and the bank must be sent information mail with the attachment of a copy of the charter registered in connection with the change of founders. Thus, we update the information on the composition of LLC members used by these organizations in their activities.

Back to the table of contents

Our legal services

Sale of a share in an LLC / ODO in Minsk and in all regions

from 300 BYN
Documents in the program
Our legal services
  • Escort from 300 BYN

Our lawyers in Minsk and regional cities of Belarus

Related instructions

Продажа доли или всего ООО в Беларуси

  • План инструкции
  • Документы в программе
  • Наши юридические услуги
  • Сопутствующие инструкции
Разделы
  1. Удостоверяемся в оплате доли
  2. Изучаем устав ООО
  3. Получаем согласие супруга (супруги)
  4. Уведомляем участников ООО
  5. Заключение договора купли-продажи доли
  6. Уведомляем ООО о заключении договора купли-продажи
  7. Регистрация изменений и дополнений в устав ООО
  8. Уведомление государственных органов и банка

Смена состава участников общества с ограниченной ответственностью (далее также ООО) может быть осуществлена несколькими способами. Так, участник ООО может подать заявление о выходе из состава, новый участник может быть принят путем внесения дополнительного вклада в уставный фонд с согласия действующих участников, недобросовестный участник может быть исключен из ООО в судебном порядке, на долю в уставном фонде может быть обращено взыскание, вместо умершего участника в права владения долей в уставном фонде ООО может вступить наследник. Однако все перечисленные способы предусматривают лишь ограниченную вариативность, так за счет увеличения уставного фонда ООО можно ввести нового участника, но за счет уменьшения уставного фонда ООО нельзя вывести действующего участника. Самым универсальным механизмом смены состава участников является механизм купли-продажи доли в уставном фонде ООО. С помощью данного механизма можно как увеличить число участников до максимального количества, предусмотренного законодательством, так и уменьшить до одного участника.

Шаг 1. Удостоверяемся в оплате доли.

Только оплаченная доля в уставном фонде общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью (далее - ООО) подлежит отчуждению. Что это значит? Вклад, соответствующий данной доле, должен быть полностью внесён в уставный фонд. В белорусских ООО обычно вкладом служат денежные средства. Это означает, что необходимо изучить выписку с расчётного счёта ООО, которая бы подтверждала внесение соответствующей суммы учредителем, доля которого отчуждается. Почему это важно? Сделка по продаже неоплаченной доли может быть признана недействительной.

Вернуться к оглавлению

Шаг 2. Изучаем устав ООО(ОДО).

Белорусское корпоративное право содержит высокую степень диспозитивности по многим вопросам, связанным с продажей ООО. Так, устав может содержать требование об обязательном нотариальном удостоверении сделки. В таком случае сделка по отчуждению доли, совершенная в простой письменной форме (по общему правилу), будет считаться недействительной. Потому необходимо внимательно изучить устав ООО, даже если Вы уверены, что Вы использовали самый стандартный.

Вернуться к оглавлению

Шаг 3. Получаем согласие супруга (супруги).

Необходимо получить согласие супруги (супруга) на продажу доли, приобретенную в браке. Иногда можно встретить мнение, что такое согласие не нужно, так как доля не является имуществом, а представляет собой имущественное право. Однако, как известно, суд в своих решениях мнениями юристов не руководствуется. Согласие, если иное не предусмотрено уставом ООО, может быть дано в простой письменной форме.

Шаг 4. Уведомляем участников ООО(ОДО) об отчуждении доли третьему лицу.

Участники ООО и, после них, само ООО имеют преимущественное право на приобретение доли участника на предложенных им условиях. Поэтому необходимо уведомить остальных участников и само ООО о намерении продать долю третьему лицу. Такое уведомление должно быть вручено нарочным под роспись получателя либо передано почтой в заказном письме с уведомлением о вручении. Уведомление должно содержать условия предполагаемой сделки: цену, сроки, условия оплаты. Срок для ответа на предложение воспользоваться преимущественным правом установлен в уставе, но не может превышать 30 дней. Раньше установленного срока отказ от преимущественного права должен быть оформлен в письменном виде.

Что делать, если один из участников желает воспользоваться преимущественным правом на приобретение моей доли? Если участник решил воспользоваться преимущественным правом с соблюдением всех норм законодательства, то препятствовать этому невозможно. Однако следует помнить, что условия сделки в любом случае диктует продавец и он вправе отказаться от неё до заключения договора.

Решение об выкупе доли самим ООО либо об отказе от такого выкупа принимается общим собранием участников ООО. В таком случае стоимость доли (части доли) выплачивается за счёт средств самого ООО, договор купли-продажи подписывает от имени ООО руководитель. В последующем выкупленная ООО доля должна быть в течение года либо распределена между остающимися участниками пропорционально их долям в уставном фонде, либо реализована с соблюдением прав преимущественного выкупа. Следует понимать, если в ООО один участник, ООО не будет обладать правом приобретения доли.

Для ООО с единственным участником данный шаг можно пропустить.

Вернуться к оглавлению

Шаг 5. Заключение договора купли-продажи доли в уставном фонде ООО(ОДО).

Если соблюдены все вышеописанные формальности, стороны могут преступить к подписанию договора купли-продажи доли ООО. Необходимыми условиями такого договора будут: предмет, цена, условия оплаты, ответственность сторон. Цена и условия оплаты должны совпадать с условиями, предложенными «старым» участникам в уведомлении (см. Шаг 4).

Как уже было сказано, договор купли-продажи доли в уставном фонде ООО может быть заключен в простой письменной форме, если иное не предусмотрено уставом. При подписании сделки необходимо проверить полномочия подписантов. Документами, подтверждающими полномочия, могут выступать доверенность, контракт с директором. Личность продавца (покупателя) подтверждается предоставлением паспорта.

Вернуться к оглавлению

Шаг 6. Уведомляем ООО(ОДО) о заключении договора купли-продажи.

Для ООО новый участник становится участником с момента предоставления соответствующего уведомления с приложением копии договора. Иногда этим шагом пренебрегают, однако если директор ООО(ОДО) будет уклоняться от шагов по регистрации смены состава учредителей, данный шаг станет очень важным.

Для ООО с единственным участником достаточно оформление соответствующего решения единственного участника о продаже доли.

Шаг 7. Регистрация изменений и дополнений в устав ООО(ОДО).

После проведения внеочередных собраний с прежними и новыми участниками и получив уведомление о смене состава учредителей (для ООО с единственным участником необходимо оформление соответствующего решения единственного участника о действиях после покупки всех долей ООО). Директор ООО в течение 2 месяцев обязан внести изменения и дополнения в устав ООО путем их регистрации.

Для этого он или доверенное лицо ООО в присутствии нового учредителя предоставляют в регистрирующий орган:

- заявление о государственной регистрации изменений и дополнений с необходимыми приложениями;

- подписанный учредителями устав ООО в двух экземплярах и на диске (нами специально разработаны два разных устава: один для ООО с единственным участником, который приобрел доли остальных участников; другой для ООО с несколькими участниками, один из которых приобрел долю в уставном фонде);

- квитанцию об оплате государственной пошлины;

- документ, подтверждающий полномочия заявителя.

Шаг 8. Уведомление государственных органов и банка о смене состава учредителей.

В налоговые органы, ФСЗН и банк необходимо направить информационное письмо с приложением копии зарегистрированного в связи со сменой учредителей устава. Тем самым, мы актуализируем информацию о составе участников ООО, используемую данными организациями в своей деятельности.

Вернуться к оглавлению

Наши юридические услуги

Продажа доли в ООО/ОДО в Минске и во всех областях

Специальное предложение

при оформлении заказа в личном кабинете выберите одно из наших предожений и получите любые:

  • – 30 документов за 30,00 BYN
  • – 60 документов за 60,00 BYN
  • – ВСЕ документы за 100,00 BYN
Документы в программе
Наши юридические услуги
  • Подготовка документов от 150 BYN

  • Сопровождение от 225 BYN

  • Иск о понуждении регистрации продажи доли от 250 BYN

Наши юристы в Минске и областных городах Беларуси

Сопутствующие инструкции
  • Ликвидация ООО в Беларуси

    Подробная пошаговая инструкция по ликвидации ООО. Здесь Вы также найдете образцы необходимых документов. В настоящем алгоритме рассматривается порядок ликвидации ООО по решению участников общества. Ликвидация предприятия, организации, фирмы. Закрытие ООО (ОДО) в РБ. Инструкция для ликвидации ООО. Закрытие общества с ограниченной или дополнительной ответственностью в Республике Беларусь - 2017. Прекращение деятельности ООО и ОДО

  • Выход из состава участников ООО в Беларуси

    Здесь пошаговая инструкция по выходу участника из состава ООО, все необходимые документы и наши юридические услуги

  • Закрытие ЧУП в Беларуси

    Подробная пошаговая инструкция по ликвидации ЧУП. Здесь Вы также найдете образцы необходимых документов в нашей программе. В настоящем алгоритме рассматривается порядок ликвидации ЧУП по решению собственника.

  • Продажа ЧУП в Беларуси

    Здесь подробная инструкция по продаже частного унитарного предприятия, все необходимые документы, наши юридические услуги.